Русской Церкви, существовала с сер. XIV в. до 16 окт. 1799 г.
Коломенская кафедра - 17-я кафедра в Русской Церкви - была учреждена ок. сер. XIV в., не позднее 13 марта 1353 г.: в этот день первый Коломенский еп. Афанасий присутствовал в Москве на погребении митр. Киевского и всея Руси Феогноста. Еп. Афанасий упомянут среди свидетелей при составлении духовной грамоты вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого 24-25 апр. 1353 г. (ДДГ. № 3. С. 14). По всей видимости, митр. Феогност благословил учреждение Коломенской епархии, но инициатива ее создания исходила от московского князя. Коломна являлась одним из основных городов, принадлежавших московскому княжескому дому (была владением старшего князя из рода Калитовичей), представители к-рого в кон. XIV в. закрепили за собой титул вел. князей Владимирских. Как показал А. Б. Мазуров, К. е. не могла быть учреждена ранее 1348/49 г.: в записях о поставлениях рус. епископов 1328-1347/48 гг. (ПДРКП. Доп. № 7. Стб. 431-446) Коломенские епископы не упоминаются ни среди участников хиротонии, ни среди поставляемых. По гипотезе исследователя, хиротония первого Коломенского архиерея произошла в Москве между 6 дек. 1352 и мартом 1353 г. (Мазуров. 2001. С. 176-179, 185). В таком случае инициатором учреждения К. е. был вел. кн. Симеон Гордый († 27 апр. 1353).
Основная территория К. е. была выделена из Рязанской епископии (см. Рязанская и Михайловская епархия). Неизвестно о к.-л. конфликте в связи с изъятием у Рязанской епархии земель на левобережье Оки, по всей видимости, потому, что Рязанская кафедра в тот период была вакантна (между 1343 и 1356 Рязанские епископы не упом.). После учреждения К. е. церковные доходы с части территории Московского княжества оставались в нем же, а не уходили в Рязань. В К. е. вошли «коломенские волости» - владения московских князей на левом берегу Оки в окрестностях Коломны, между реками Цной и Лопасней. По предположению А. А. Зимина, поддержанному Мазуровым, к К. е. первоначально принадлежал и 2-й крупный город Московского княжества того времени - Можайск (Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 84, 238; Мазуров. 2001. С. 181-182), ранее входивший в Смоленскую епархию. К. е. была одной из самых маленьких по территории епархий в Киевской митрополии, меньше любой из епархий Сев.-Вост. Руси.
Кафедральным храмом епархии стал Успенский собор в Коломне, построенный из белого камня в 1379-1382 гг. при еп. Герасиме, местоблюстителе митрополичьего престола. В 1392 г. он был расписан на средства вел. кн. Василия I Димитриевича. В Рогожском летописце XV в. говорится, что в июне 1378 г. (незадолго до битвы на р. Воже) разрушилась почти построенная церковь в Коломне, «юже создал князь великии Дмитрии Ивановичь» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 138). Речь, вероятнее всего, идет о первоначальном Успенском соборе. По археологическим данным, собору рубежа 70-х и 80-х гг. XIV в. на том же месте предшествовал также белокаменный собор неизвестного посвящения (Мазуров. 2001. С. 292-294). Успенский собор был перестроен во 2-й четв. XVI в., при еп. Вассиане (Топоркове), вероятно, в тот период, когда в Коломне шло возведение кирпичного кремля (1525-1530).
Рядом с собором в крепости Коломны располагался владычный двор, к-рый известен по описанию 1577/78 г. Центром его была каменная «полата», скорее всего служившая для парадных приемов. Покоями епископа являлась «келья владычня» из бруса, включавшая комнату и сени. На дворе находилось ок. дюжины деревянных построек хозяйственного назначения, «келья мастерская» и конюшенный двор (ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1. С. 308-309; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний / Сост.: Е. Б. Французова. М., 2002. С. 23-24). Владычный двор как служебную организацию составляли бояре, дворецкий, казначей, дьяки, дети боярские и др. служилые люди. Загородной резиденцией Коломенского епископа стало с. Городищи близ Коломны, переданное вел. князем архиерею, вероятно, при учреждении епархии. В комплекс загородного двора входил небольшой белокаменный домовый храм в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи, возведенный в 60-70-х гг. XIV в. и перестроенный в 1-й пол. XVI в.
Коломенская кафедра, как наиболее близкая к Москве и состоявшая в особых отношениях с княжеской властью, вероятно, изначально была создана как викарная - Коломенский епископ должен был замещать митрополита в его отсутствие в Москве. Это предполагало частое пребывание в столице, поэтому двор К. е. появился в Московском Кремле, недалеко от великокняжеского и митрополичьего дворов. Статус митрополичьих викариев Коломенские епископы утратили в 60-70-х гг. XV в., когда его получили епископы Сарские и Подонские после переноса их резиденции на юж. окраину Москвы (см. Крутицкая и Коломенская епархия). Тем не менее Коломенские епископы пользовались большим влиянием в Русской Церкви до 1-й трети XVI в.
Одной из самых видных фигур церковной жизни кон. XIV в. был Коломенский еп. Герасим (1374/75-1388). После кончины митр. св. Алексия († 1378), доверенным лицом которого был Коломенский архиерей, и до решения вопроса о замещении митрополичьей кафедры еп. Герасим на рубеже 70-х и 80-х гг. XIV в. являлся местоблюстителем митрополичьего престола; в авг. 1380 г. он благословил вел. кн. св. Димитрия Иоанновича и русское войско на битву с ордынцами перед сражением на Куликовом поле. Герасим в период местоблюстительства рукоположил во иерея выдающегося миссионера, буд. Пермского еп. св. Стефана. В кон. 70-х гг. XIV в. уроженец Коломны («един из коломенских попов») Митяй (Михаил) являлся кандидатом вел. кн. Димитрия Иоанновича на замещение вакантной после кончины свт. Алексия митрополичьей кафедры; очевидно, что сделать успешную карьеру ему помогла тесная связь кафедры с великокняжеской властью. В 1392-1405 гг. К. е. возглавлял еп. Григорий, он же, вероятно, ученик прп. Сергия Радонежского Григорий Голутвинский, первый игум. коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления муж.ского монастыря, создание к-рого благословил, прибыв в Коломну, прп. Сергий. В XV в. Коломенскую кафедру занимали бывш. архимандриты московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, связанного с Московскими вел. князьями: Иларион (1406-1408) и Геронтий (между 1451 и 1453-1473). Геронтий первым из Коломенских епископов был поставлен в сан митрополита всея Руси. В 1507-1518 гг. К. е. возглавлял Митрофан, бывш. архимандрит Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря и духовник вел. кн. Иоанна III Васильевича, состоявший в переписке с прп. Иосифом Волоцким.
Близок вел. кн. Василию III Иоанновичу и митр. Даниилу был и еп. Вассиан (Топорков), поставленный на Коломенскую кафедру в 1525 г. из соловецких игуменов. При еп. Вассиане в Коломне по повелению вел. князя была построена мощная кирпичная крепость (1525-1530), ставшая юж. форпостом Российского гос-ва. Есть основание полагать, что при еп. Вассиане в состав К. е. вошел Каширский у.: в авг. 1538 г. К. е. была выдана тарханная грамота, освобождавшая от уплаты налогов слободы в Коломне; Вассиан назван в этой грамоте епископом Коломенским и Каширским. После включения Каширского у. в К. е. должен был перейти Белопесоцкий во имя Святой Троицы монастырь, значительная духовная корпорация того времени. Грамота 1538 г. была подтверждена в 1551 г., что являлось актом особой милости, поскольку в 1550 г. в Судебник вошло установление о ликвидации «тарханов».
В 1-й пол. XVI в. неск. Коломенских архиереев оставили кафедру, что, вероятно, было связано с церковными и политическими спорами и борьбой в эти годы. Коломенский еп. Тихон, бывш. игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, близкий сочувствовавшему нестяжателям митр. Варлааму, после 1522 г. в источниках не упоминается, вероятно, он был смещен новым митр. Даниилом. В мае 1542 г., вскоре после прихода на митрополию свт. Макария и переворота бояр Шуйских, был смещен с Коломенской кафедры еп. Вассиан (Топорков). Его сменил архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Феодосий, удаленный из епархии в 1555 г. Царь Иоанн IV Васильевич позднее обвинял руководителей «Избранной рады» (неофиц. правительства России в годы реформ) в том, что они побуждали население Коломны «камением побити» епископа, а затем «со престола согнали» (Послания Ивана Грозного / Подгот. текста: Д. С. Лихачёв, Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 52). Летом 1552 г. еп. Феодосий благословил в коломенском Успенском соборе Иоанна IV, прибывшего в город с войском для отражения крымско-татар. набега. Перед началом похода на Казань в том же году царь вновь взял благословение у Феодосия возле Донской иконы Божией Матери, находившейся в коломенском кафедральном храме. Во время пребывания в Коломне царь Иоанн и епископ заложили шатровую Успенскую ц. (см. Брусенский в честь Успения Божией Матери женский монастырь). В нояб. 1562-1563 г. Коломенский еп. Варлаам II сопровождал Иоанна IV в походе на Полоцк, взяв с собой чудотворную Донскую икону, благословлял его и рус. войско. В 1581-1586 гг. епископом Коломенским и Каширским был 1-й патриарх Московский и всея Руси свт. Иов.
Не ранее 1447 г. территория К. е., по предположению И. М. Покровского, «успела перейти за Оку и расширилась за счет земель старой Чернигово-Северской области», что стало следствием заключения в 1483 г. московско-рязанского договора. В нач. XVII в. «все пространство от Упы, Осетра до Протвы состояло в Коломенской епархии» (Покровский. 1897. С. 214-215). В 1622 г. к К. е. от Рязанской епархии были присоединены города Тула, Алексин (в 1625 отмечен как относящийся к Патриаршей обл.), Венёв (Городенск), Дедилов, Епифань и Гремячий. Территория К. е. в юж. части охватывала верховья Оки с городами Орлом и Кромами.
События Смутного времени не миновали Коломну. В 1604 г. на борьбу с Лжедмитрием I были мобилизованы дети боярские владычных дворов и монастырские слуги. Согласно «росписи», в войско было привлечено 11 детей боярских Коломенского епископа, монастырские слуги Голутвина (7 чел.) и Белопесоцкого (7 чел.) монастырей (Боярские списки посл. четв. XVI - нач. XVII в. и роспись рус. войска 1604 г. М., 1979. Ч. 2. С. 89). На Соборе 1606 г., созванном из представителей духовенства и бояр для благословения брака Лжедмитрия с католичкой Мариной Мнишек, Коломенский еп. Иосиф вместе с Казанским митр. сщмч. Ермогеном и некоторыми протопопами выступил с требованием перекрестить Марину. Лжедмитрий ответил репрессиями: митр. Ермоген и еп. Иосиф были высланы в свои епархии. В 1608 г. отряд А. Лисовского-Яновича захватил Коломну, разорил город и увел в плен еп. Иосифа. Наряду с др. пленными архиерей был вскоре освобожден под Москвой войсками царя Василия Иоанновича Шуйского. В 1610 г. еп. Иосиф не смог помешать присяге жителей Коломны Лжедмитрию II.
В 1-й пол. XVII в., после окончания Смуты, был перестроен архиерейский двор в Коломне. О его сооружениях можно судить по частично сохранившимся зданиям в составе более поздних построек коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы монастыря и по описанию архидиак. Павла Алеппского, к-рый сопровождал Антиохийского патриарха Макария III, находившегося в Коломне осенью 1654 - зимой 1655 г. Павел описывает резиденцию Коломенского епископа как дворец из превосходного камня и дерева со множеством помещений, окруженный деревянными галереями. Галереи соединяли дом с каменной теплой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, построенной «для зимнего времени… тем, первым епископом», под к-рым, имеется в виду Коломенский и Каширский еп. Павел (1652-1654). Вероятно, резиденция епископа находилась в бывш. семинарском корпусе Ново-Голутвина монастыря (или на его месте), поскольку и сейчас ближайшей к нему церковью является бывш. Покровская ц., сохранившаяся в составе 2-этажного дома недалеко от колокольни, в сев. ограде мон-ря. В таком случае совр. братский (бывш. архиерейский) корпус Ново-Голутвина мон-ря - это сооружение, которое архидиак. Павел назвал «здание дивана (канцелярии.- Авт.) епископа». Оно описано как каменное и сводчатое, здесь располагалось казнохранилище; возможно, здесь находились и тюремные помещения, о к-рых упоминал Павел Алеппский (Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 226-227).
К сер. XVII в. территория К. е. была самой маленькой в Рус. Церкви. По сообщению Павла Алеппского, она была и «беднейшая из всех архиерейских кафедр в стране Московской». К дек. 1657 г. к К. е. относились 11 городов с прилегающими к ним уездами и станами, в епархии действовали 346 церквей и 13 часовен, насчитывалось 94 запустевшие церкви. В Коломне с уездом действовало 48 церквей (из них в Коломне 9 храмов в кремле и 12 на посаде), в Кашире - 79 церквей, в Туле - 75, в Дедилове - 17, в Венёве - 7, в Гремячем - 6, в Епифани - 4, в Крапивне - 9, в Ефремове - 18 церквей и 3 часовни, в Орле - 22 церкви и 4 часовни, в Кромах - 16 храмов и 2 часовни, в Соловском у.- 11 церквей, а также 34 церкви и 4 часовни в др. поселениях. К. е. граничила с Крутицкой, Суздальской и Рязанской епархиями.
В 1654 г. Коломенский еп. Павел выступил на Соборе в Москве с критикой богослужебных реформ, начатых патриархом Никоном, за что был лишен кафедры. Епархиальными делами после смещения епископа управлял соборный протоиерей; Антиохийский патриарх Макарий в Коломне рукополагал священников и диаконов. 5 дек. 1657 г. патриарх Никон ликвидировал К. е., ее территория была включена в Патриаршую область.
Первые земельные пожалования Коломенский архиерейский дом, по свидетельству документов из копийной книги Рязанской кафедры, получил во 2-й пол. XIV в. при кн. Димитрии Донском (Грамоты XIV-XVI вв. из копийной книги Рязанского архиерейского дома // АЕ за 1987 г. М., 1988. № 6. С. 308). По мнению Мазурова, 4 близлежащих к Коломне села были получены в 50-х гг. XIV в. (Мазуров. 2001. С. 228). В нач. XVI в. у Коломенских епископов появились владения в нескольких слободах на окраинах коломенского посада (у ц. Св. Троицы на Репне, у ц. св. Параскевы Пятницы на Ямках и др.). Согласно писцовой книге 1577/78 г., в Б. Микулине стане Коломенского у. у К. е. имелось 5 сел, 2 погоста, 1 сельцо, 17 деревень, 26 и 1/3 пустыни, 9 селищ. Всего же К. е. принадлежало к этому времени 50 населенных пунктов, не считая пустошей и селищ, как в самом городе, так и в близлежащей округе, в основном не далее 20 км от Коломны (ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1. С. 385-388).
В 1538 г. при описании Коломенского у. некоторые владения К. е. были включены «в черные дворы в тягло». После обращения еп. Вассиана (Топоркова) к вел. кн. Иоанну IV (от имени которого в то время правила Боярская дума) К. е. 3 авг. была выдана великокняжеская тарханно-несудимая грамота, по к-рой принадлежавшие архиерейскому дому дворы были вновь освобождены от налогообложения; грамота была подтверждена царем следующему Коломенскому еп. Феодосию 17 мая 1551 г.
23 сент. 1627 г. царь Михаил Феодорович выдал Коломенскому и Каширскому еп. Рафаилу жалованную (подтвердительную) тарханную и несудимую грамоту на слободки и дворы в Коломне, на подворье в Белом городе в Москве, на «домовые» вотчины: с. Городище с селами и деревнями в Б. Микулине стане, с. Прусы в Похрянском стане, с. Старое с деревнями в Мещерской вол. Коломенского у. Грамота не только закрепляла за кафедрой ее владения, но и определяла отношения архиерея со светскими властями и центральной властью, с подчиненным духовенством и светскими людьми - Коломенский епископ сам «приказных и всяких чинов людей и крестьян судит во всяких делах». Подтверждено право епископа посылать десятильников для суда и сбора доходов. Всех духовных лиц «во всяких делах и бесчинствах» судил архиерей, его приказные люди и десятильники, т. е. светские люди, «в церковной во всякой чин никто ни в кого не вступаетца» (РГАДА. Ф. 135. Отд. I. Рубр. IV. № 34. Л. 1).
В описании Коломны 1577/78 г. приводятся данные об ок. 400 рукописных книгах, хранившихся в городе в составе монастырских и церковных собраний. Кафедральный Успенский собор имел в то время 98 книг, в т. ч. 31 пергаменную, ц. Воскресения на великокняжеском дворе - 25 книг, в т. ч. 11 пергаменных. Обнаруживаются и следы владычной б-ки. В XV-XVI вв. при епископской кафедре, по всей видимости, функционировал скрипторий, как и при Старо-Голутвином и Спасском мон-рях.
Из пергаменных рукописей, переписанных или хранившихся в Коломне, следует отметить лицевой список Жития св. князей Бориса и Глеба, созданный, вероятно, в XII в. (не сохр.), на основе к-рого в XIV в. была написана коломенская икона «Борис и Глеб в житии». Сохранились 5 безусловно относящихся к Коломне рукописей, 3 из них пергаменные: Палея толковая 1406 г. (РГБ. Троиц. № 38), «Лествица» прп. Иоанна Синайского 1422 г. (РНБ. Погод. № 73; переписана по заказу Коломенского еп. Амвросия), Евангелие-тетр (60-70-е гг. XV в., до 1473, РНБ. Кир.-Бел. 3/3; принадлежало в 70-х гг. XV в. Коломенскому еп. Никите (Семешкову)), и 2 на бумаге: Пролог на сент.-февр. 1481 г. (РНБ. F.I.311) и Евангелие-тетр 1509 г. (РНБ. Погод. № 132). В 1547/48 г. в Успенский собор Коломны архимандрит Спасского мон-ря Феодосий дал в виде вклада церковный Устав (ГИМ ОР. Син. № 336), содержащий расширенный по сравнению с материалами канонизационного Собора 1547 г. список рус. святых (см.: Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 369; ср.: Макарий (Веретенников). 2007. С. 325).
Есть основания полагать, что в Коломне в 1517 г. была закончена работа над «Повестями о Николе Заразском», к-рые завершаются повестью о «Коломенском чуде». По гипотезе Б. М. Клосса, Коломенский еп. Митрофан (1507-1518) написал в Коломне важнейший памятник «Куликовского цикла» - «Сказание о Мамаевом побоище» (Клосс Б. М. Об авторе и времени создания «Сказания о Мамаевом побоище» // In memoriam: Сб. памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 253-262; Он же. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 136-137; 2001. Т. 2. С. 331-348).
К. е. была восстановлена в прежних границах по решению Большого Московского Собора 1666-1667 гг., поставившего в вину патриарху Никону незаконное извержение из сана Коломенского еп. Павла и разорение Коломенской кафедры. 9 июня 1667 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архимандрит Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Мисаил. При этом доимка пошлин с церквей К. е. за период их принадлежности к Патриаршей области продолжалась до 1676 г. В 1672 г. К. е. была возведена на степень архиепископии. Возможно, на повышение статуса епархии повлияло строительство в ее пределах новых городов и храмов в ходе предпринимавшихся в 60-70-х гг. XVII в. попыток возобновления засечной черты. Так, в 1670-1671 гг. на юге К. е. был учрежден Богородицкий у., за юрисдикцию над храмами к-рого до 1675 г. шел спор между Коломенским и Рязанским архиереями.
К 1674 г. в границах К. е. находились приходы и мон-ри др. епархий. В Коломенском у. располагалось немало вотчин с приходами Патриаршей области, в Епифанском у.- вотчины с приходами Новгородской и Сарской кафедр. В 1674 г. Собор постановил, чтобы уезды находились в ведении того архиерея, к-рому подчинялся город - центр уезда. В соответствии с решением Собора в 1675 г. из Рязанской митрополии в К. е. перешел Каширский у. (Кашира состояла в К. е.), Венев во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (г. Венёв принадлежал К. е.). В Рязанскую митрополию из К. е. поступили г. Епифань (10 церквей) и г. Гремячий (6 церквей) с уездами. К Патриаршей области от К. е. перешли 3 прихода в Вохонской десятине. Проект отделения от К. е. епархии с центром в Кашире, рассматривавшийся на Соборе 1681-1682 гг., но не был реализован.
14 марта 1676 г. был предан суду Собора из 7 архиереев Коломенский архиеп. Иосиф (1672-1676) по обвинению в «хульных словах» о царе Алексее Михайловиче и патриархе Иоакиме (Савёлове); архиепископа также упрекали за «жестокие способы смирения», к-рые он применял в отношении духовенства. Архиерей был признан виновным, запрещен в служении (с сохранением сана) и сослан под надзор в Лисицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь под Новгородом. Из «Дела архиепископа Иосифа» можно заключить, что в XVII в. Коломенскому архиерейскому дому принадлежали помимо дер. Соловцово (20 дворов), пустоши Григорьевская и Черносвитова, дер. Каменка и 100 четей пашни на Куликовых полях Епифанского у., где располагалась «домовая дача» владыки. (Возможно, решение о переходе Епифанского у. в Рязанскую епархию было причиной недовольства архиеп. Иосифа московской властью.) Основные владения Коломенской кафедры располагались по-прежнему в непосредственной близости от города, в Б. Микулине стане. Исключение составляли сельцо Нащокино (самое отдаленное владение кафедры, в 60 км от Коломны), с. Бел-Колодези в Комаревском стане и с. Прусы в Похрянском стане; села Настасьино, Ивановское и сельцо Рохманово входили в Мещерскую волость. Архиеп. Иосифу в 1-й пол. 70-х гг. XVII в. подчинялись 300 стрельцов, при архиерейском дворе существовала кожевенная мастерская.
В 1682 г. был перестроен (расширен) кафедральный коломенский Успенский собор, при нем возведена каменная колокольня. В 1706 г. в К. е. имелось 636 церквей. С нач. XVIII в. власти стремились контролировать доходы епископских кафедр, в т. ч. Коломенского архиерейского дома. Об этом свидетельствует документ, составленный в июле 1716 г. по итогам ревизии К. е., к-рую проводил после смерти еп. Антония (Одиновича) подьячий Монастырского приказа Г. Рыков. В ходе ревизии выяснилось, что архиерей утаивал от Монастырского приказа часть доходов. Указано, что наибольшую прибыль епархиальной казне приносили следующие города: в Московской губ.- Коломна, Кашира, Тула, Венёв, Дедилов, Крапивна, в Киевской губ.- Орёл и Кромы, в Воронежской губ.- Ефремов. В 1716 г. с городов Московской губ. для Коломенского архиерейского дома было собрано 1504 р. 3 денги, с городов Киевской губ.- 412 р. 2 денги, с городов Воронежской губ.- 517 р. 3 денги. Из этих денег 404 р. 3 деньги были отосланы в Монастырский приказ, 1200 р. пошли на расходы архиерея (РГИА. Ф. 796. Оп. 3. Д. 870. Л. 1-2).
В 1723 г. еп. Иоанникий учредил в Коломне архиерейскую школу в соответствии с требованием «Духовного регламента», впосл. преобразованную в семинарию. 13 июня 1727 г. митрополитом Коломенским и Каширским и присутствующим членом Святейшего Синода был назначен Игнатий (Смола). К тому времени роль К. е. возросла, увеличилось число храмов (в 1729 в епархии насчитывалось 733 церкви). Вместе с Ростовским архиеп. Георгием (Дашковым) и Тверским архиеп. Феофилактом (Лопатинским) митр. Игнатий вошел в группу противников Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича). В 1730 г. архиеп. Феофан расправился со своими врагами. В 1730-1731 гг. шло следствие по делу Коломенского митрополита, обвиненного в преступлении против имп. Анны Иоанновны, а также в злоупотреблениях в период его служения в Коломне. В февр. 1731 г. Игнатий был лишен сана и сослан в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь.
С сер. 30-х гг. XVIII в. Коломенские архиереи активно участвовали в делах высшего церковного управления. В апр. 1735 г. Синод назначил Коломенского еп. Вениамина (Сахновского) членом Московского синодального правления, управляющим Синодальной областью, его резиденция в 1735-1739 гг. находилась при Московской синодальной конторе. В 1749-1763 гг. Коломенские епископы Гавриил (Кременецкий) и Порфирий (Крайский) являлись членами Святейшего Синода (асессорами). В 1751 г. еп. Гавриил учредил при себе в С.-Петербурге особую контору во главе с крестовым иеромонахом для делопроизводства, касавшегося К. е. Основной ход дела совершался в Коломенской консистории (либо в казенном приказе), после чего документы препровождались архиерею в столицу на окончательную резолюцию.
В 1742 г., когда Синодальная обл. была преобразована в Московскую епархию, в состав последней была передана часть приходов К. е. По расписанию епархий, утвержденному 14 июня 1764 г., из Московской епархии в К. е. перешли Серпухов и Алексин с уездами. Из К. е. были переданы Орёл и Кромы новоучрежденной Севской кафедре, Ефремов - Воронежской епархии, Одоев и Чернь - Московской епархии (3 последних города с уездами в 70-х гг. XVIII в. вернулись в К. е.). 15 мая 1775 г. к территории К. е. присоединилась Тульская провинция, с 6 мая 1788 г. архиерей имел титул «Коломенский и Тульский». В ходе губернской реформы 1777-1785 гг. Коломна осталась в составе Московской губ. (в 1781 была назначена уездным городом), при этом большинство приходов К. е. с 1777 г. располагалось в Тульском наместничестве. В 1784 г. Синод рассматривал вопрос об упразднении ряда епархий, в т. ч. Коломенской, вместо которой предлагалось учредить Тульскую кафедру, однако за недостатком средств проект был отложен.
С 70-х гг. XVIII в. имеются упоминания о старообрядцах-поповцах в Коломне (см. Старообрядчество). В 1774 г. по благословению Коломенского епископа на кладбище Запрудной слободы в Коломне (в слободе проживали в основном старообрядцы) местный купец И. А. Лажечников построил деревянный храм. В 1790 г. Коломенская консистория доносила о прихожанах церкви: «Оной целию их было не благочестивое к храму Божию усердие, но по приверженности к раскольническому суеверию единственно злоумышленный происк» (цит. по: Руднев. 1903. С. 22-23). По решению Коломенского еп. Афанасия от 16 дек. 1790 г. храм был разобран.
В 80-х гг. XVIII в. К. е. существенно расширилась, в нее вошли 4 церкви из Рязанской епархии, 130 - из Воронежской, 18 - из Орловской, 126 - из бывш. Крутицкой епархии. 20 приходов в Бронницком у. и 14 приходов в Серпуховском у. перешли в Московскую епархию. К 1788 г. К. е. имела 1176 церквей: 242 церкви в Московском наместничестве, 81 - в Рязанском, 853 - в Тульском наместничестве. В епархии действовали 4 штатных (Богоявленский Голутвин, коломенский Спасский, Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, тульский Иоанно-Предтеченский) и 3 заштатных (Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Белопесоцкий Троицкий, серпуховской Владычный Введенский) муж. монастыря. Женскими были коломенский Брусенский и тульский Успенский мон-ри.
К 1797 г. К. е. насчитывала 1183 церкви, в т. ч. архиерейский собор, 15 уездных соборов, 4 ружные церкви, 3 церкви при жен. мон-рях и 1160 приходских храмов (храмы муж. мон-рей не учтены). В Московской губ. к К. е. относилось 237 церквей (в Коломне - 18, в Коломенском у.- 85, в Серпуховском у.- 69, в Бронницком у.- 32, в Подольском у.- 10, в Никитском у.- 23), в Рязанской губ.- 79 церквей (в Зарайском у.- 57, в Егорьевском у.- 22), в Тульской губ.- 867 церквей (в Туле - 23, в Тульском у.- 79, в Каширском у.- 99, в Алексинском у.- 77, в Крапивенском у.- 61, в Венёвском у.- 81, в Чернском у.- 69, в Епифанском у.- 53, в Богородицком у.- 54, в Белёвском у.- 61, в Одоевском у.- 83, в Новосильском у.- 58, в Ефремовском у.- 71). Жен. монастыри имелись в Коломне, Туле и Белёве (РГИА. Ф. 796. Оп. 77. Д. 670).
Помимо указанных храмов К. е. принадлежали Московское подворье Старо-Голутвина мон-ря и Коломенское епархиальное подворье в Москве на Мясницкой ул., близ ц. во имя архидиак. Евпла. О существовании последнего известно с 1722 г. (в XVI-XVII вв. неподалеку от места, где было построено это здание, существовало более раннее подворье Коломенских архиереев с храмом Гребневской иконы Божией Матери, к нач. XVIII в. перешедшее в ведение Рязанских архиереев). В 1722-1772 гг. при Коломенском подворье в Москве действовала ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К 1788 г. помещения подворья сдавались в аренду.
16 окт. 1799 г., согласно докладу Синода, имп. Павел I издал указ, по которому К. е. была упразднена, вместо нее в границах Тульской губ. учредили Тульскую епархию, приходы и монастыри К. е. в Московской и Рязанской губерниях передавались Московской и Рязанской епархиям. 31 дек. 1799 г. Коломенский еп. Мефодий был переведен в Тулу, получил титул «епископ Тульский и Белёвский». Коломенская ДС указом Синода от 19 дек. 1799 г. переведена в Тулу. В связи с упразднением К. е. в 1799-1800 гг. были закрыты 2 из 19 церквей Коломны: во имя св. Симеона Богоприимца (восстанавливалась после пожара 1682) и во имя прп. Алексия, человека Божия. К отчуждению в Казенное ведомство была определена загородная резиденция Коломенского епископа в Подлипках (устроена в 1772), но, поскольку при ней существовала деревянная крестовая Покровская ц., Московский митр. Платон (Левшин) опротестовал это решение, и московский губернатор передал резиденцию в распоряжение учреждавшегося в Коломне вместо семинарии Голутвинского ДУ.
Древнейшие материалы епархиального архива до нач. XVI в. не сохранились, вероятнее всего, погибли в Смутное время в нач. XVII в. Более поздние документы по истории К. е. отложились в РГАДА, ЦГИАМ и ГА Тульской обл., в Ф. 796 РГИА (С.-Петербург) хранится переписка Коломенских епископов со Святейшим Синодом.
Архиерейская школа была открыта в Коломне в 1723 г. в доме епископа. Обучение велось по составленному архиеп. Феофаном (Прокоповичем) 1-му рус. учебнику Закона Божия - «Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом», в курс обучения также входили слав. букварь и «элементарий латинский». Первым преподавателем в школе стал певчий Я. Иванов. К 1725 г. в школе прошли обучение 30 чел. 18 дек. 1724 г. трое учеников Коломенской школы (священнические дети П. Георгиев и Г. Михайлов и сын диакона И. Михайлов) были направлены в Новгород «для обучения славянской грамматике». В 1727 г. они окончили курс и указом Коломенского еп. Варлаама (Леницкого) были назначены учителями в славянские школы Коломенской епархии, располагавшиеся в Коломне, Туле (в Иоанно-Предтеченском мон-ре) и Орле (в Успенском мон-ре). Вероятнее всего, 2 последние школы были открыты после приезда учителей. В 1725-1727 гг. в 3 школах в К. е. обучались 120 чел. Состав учеников не был стабильным. Нередко ученики, производившиеся в низшие степени церковного клира - дьячки, пономари, иподиаконы (подиаки) - оставляли обучение. В 1727 г. в К. е. обучались 99 чел.: в Коломне - 40 чел., в Туле - 34, в Орле - 25 чел. Из 150 чел., прошедших обучение в 1723-1727 гг., в дьячки и пономари были произведены 40 чел., в иподиаконы - 11 чел.
В 1724 г. Коломенский архиерей доносил в Синод, что за недостатком средств ему не на что содержать школу и школьников. По «Духовному регламенту», на нужды школ необходимо было выделять 20-ю часть всех хлебных сборов «знатнейших в епархии монастырей» и 30-ю часть сборов с остальных церковных земель. По указу еп. Варлаама коломенские мон-ри Спасский и Голутвинский были освобождены от отчислений в пользу духовной школы, поскольку их братия сама испытывала нужду. 30-я часть хлебных сборов с церковных земель была заменена натуральным и денежным сбором с каждой церкви в размере 3 четвериков хлеба.
По-видимому, из-за недостатка средств Коломенская архиерейская школа после 1727 г. закрылась, была возобновлена как семинария в 1731 г. (после имп. указов об учреждении школ согласно «Духовному регламенту» (1730) и об открытии школ во всех епархиальных центрах и иных городах (1731)). В 1731 г. на должность учителя был определен певчий архиерейского дома П. Григорьев. Управители Коломенского архиерейского дома писали еп. Вениамину о необходимости ходатайствовать в канцелярию Московского Синодального правления о присылке учителя из московского Заиконоспасского училищного монастыря, т. к. учащиеся Коломенской школы обучаются «только букварям, да чтению книг и пению, а вышним наукам по латыне и прочему, как указами повелено, обучать их некому». В 1733 г. по указу Синода для преподавания высших наук в Коломенскую школу был направлен выпускник Московской ДА И. Кузьмин. Из Заиконоспасского мон-ря был прислан иеродиак. Зосима, к-рый 28 февр. 1739 г. был утвержден в должности учителя Коломенской архиерейской школы и экзаменатора для ставленников. Иеродиак. Зосима возобновил преподавание в лат. классах («фара» и «инфима») и мог «учением произвесть учеников до риторики». В окт. 1739 г. иеродиак. Зосима вернулся в Заиконоспасский мон-рь. В 1738-1739 гг. в Коломенской ДС учились 24 чел., программа по-прежнему сводилась к «букваря грамматике словесной да элементарям латинским». В «славено-российских» классах обучались 13 чел., в латинских - 11 чел.
Причина малочисленности заключалась не столько в материальных затруднениях или отсутствии преподавателей, сколько в устойчивой непопулярности образования среди духовенства. В 40-х гг. XVIII в. в Коломенскую семинарию поступили на работу учителя из выпускников Киевской ДА, набор дисциплин обогатился грамматикой, синтаксисом, пиитикой и риторикой, при этом учащихся было мало. После перевода учеников из низших классов («фары» и «инфимы») в высшие оказалось, что в низших классах осталось по 5 учеников и пополнить их число невозможно, т. к. клирики всячески уклонялись и не посылали своих детей на учебу. В 1771 г. в Коломенской ДС было введено преподавание философии, к-рое осуществлял иеромонах Спасского мон-ря Арсений (Тодорский), в 1772 г. к преподаванию богословия приступил ректор семинарии архим. Голутвина мон-ря Иакинф (Карпинский). Состояние Коломенской ДС подробно описано в ведомостях Коломенской консистории от 2 июня 1788 г. Возглавлял семинарию ректор игумен серпуховского Высоцкого монастыря Геннадий. В семинарии обучались 322 чел. Кроме лат. классов преподавали толкование Евангелия, катехизис, физику, «о должностях человека» (нравственное богословие), историю, географию, арифметику и языки: греческий, немецкий и французский. На содержание семинарии отпускалось 2 тыс. р. Выплата содержания ученикам производилась по остаточному принципу: «...сколько за выдачею учителям жалования и за другими расходами остается семинарской суммы, неравное». Не получали «жалованья» учащиеся информатории (низших классов «фары» и «инфимы»), а также студенты, «имеющие указы о владении жребия», т. е. получившие указ о зачислении в клир к.-л. церкви.
Первоначально Коломенская духовная школа помещалась в доме Коломенского епископа. В 1751 г. сообщается о школе в Бобренёвом монастыре, являвшемся в то время загородным подворьем Коломенского архиерея; переезд школы туда состоялся, по-видимому, после пожара 7 мая 1739 г., уничтожившего большую часть города. В 1766-1770 гг. имелись планы построить для семинарии здание «в городе Коломне при Бельском озерке», на территории загородного двора Коломенского архиерея. Была выделена земля, но строительство не начали из-за отсутствия средств, и семинария вновь оказалась в архиерейском доме.
Вместе с переводом епископской кафедры из Коломны в Тулу в 1799 г. была переведена и семинария. 15-й пункт Высочайше утвержденного доклада Святейшего Синода «О приведении епархиальных границ сообразно границам губерний и об учреждении новых епархий» от 16 окт. 1799 г. предполагал открытие семинарий во вновь учрежденных епархиях лишь после решения всех вопросов по устроению самой кафедры. Исключение делалось лишь для семинарии в Туле: она должна была открыться сразу после перемещения кафедры, сумма, предназначенная на финансирование Коломенской семинарии, переводилась в Тулу. Переезд семинарии состоялся 5 февр. 1800 г. В 1799-1917 гг. в Коломне существовало Коломенское (первоначально Голутвинское) ДУ.
Епископы Коломенские: Афанасий (кон. 1352 - нач. 1353 - 1362), Филимон (после 1363 - ранее 1374), Герасим (1374/75 - 1388), Павел (1389-1392), Григорий (1392 - 13 февр. 1405), Иларион (26 авг. 1406 - 9 марта 1408), Иоанн (1410 - до 1418), Амвросий (зима 1419 - до 1437), Варлаам I (1437 (?) - 1449 / до 1453), Геронтий (между 1451 и 1453 - 29 июня 1473), Никита (Семешков; 25 июля 1473 - май 1480), Герасим (Смердков; 29 июля 1481 - 16 мая 1489), Авраамий (18 нояб. 1490 - осень 1501), Никон (1 мая 1502 - янв. 1504, оставил кафедру), Митрофан (7 февр. 1507 - 1 июля 1518, оставил кафедру), Тихон (28 февр. 1520 - ранее 1525). Епископы Коломенские и Каширские: Вассиан (Топорков; 2 апр. 1525 - май 1542, смещен с кафедры), Феодосий (2 июля 1542-1555), Варлаам II (1560 - 21 окт. 1564), Иосиф I (18 марта 1565 - 22 нояб. 1569), Савватий (1570-1571), Давид (1571-1580), св. Иов (16 апр. 1581 - 9 янв. 1586), Иосиф II (1586 - 27 янв. 1615), Рафаил (17 дек. 1618-1652), Павел (17 окт. 1652 - апр. 1654), Александр (3 июня 1655 - 5 дек. 1657), Мисаил (9 июня 1667 - 14 сент. 1671). Архиепископы Коломенские и Каширские: Иосиф III (1672-1676), Павел (Моравский; 2 апр. 1676 - 6 сент. 1681), Никита (Тотемский; 24 дек. 1681 - после июня 1704), Антоний (Одинович; 18 марта 1705 - 1 июня 1716), Иоанникий (1718 - 24 марта 1724). Епископы Коломенские и Каширские: Варлаам (Леницкий; 18 июня 1724 - 7 сент. 1727), Игнатий (Смола; 13 июня 1727 - 2 дек. 1730), Вениамин (Сахновский; 25 июля 1731 - 18 мая 1739), Киприан (Скрипицын; 18 мая 1739 - июнь 1740), Савва (Шпаковский; 30 июня 1740 - 29 июля 1749), Гавриил (Кременецкий; 17 сент. 1749 - 8 окт. 1755), Порфирий (Крайский; 9 окт. 1755 - 29 окт. 1763), Феодосий (Михайловский-Прокофьев; 28 дек. 1763 - 30 янв. 1787). Епископы Коломенские и Тульские: Феофилакт (Горский; 6 мая - 12 сент. 1788), Афанасий (Иванов; 12 нояб. 1788 - 10 апр. 1799), Мефодий (Смирнов; 10 апр.- 31 дек. 1799).
(в границах К. е. перед закрытием). Действующие: серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в Серпухове, основан в 1360 как муж., с 1806 жен., закрыт в 1919, возрожден в 1995), Старо-Голутвин в честь Богоявления (в Коломне, основан до посл. четв. XIV в. (до 1389), закрыт в 1929, возобновлен в 1994), Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы (в Серпухове, основан в 1374, муж., закрыт в 1928, возрожден в 1991), Белопесоцкий Троицкий (в совр. г. Ступино Московской обл., основан в кон. XV в. как муж., закрыт в 1918, возобновлен как жен. в 1993), Брусенский Успенский (в Коломне, основан ок. 1552-1554, жен., закрыт в 1922, возобновлен в 1997), Бобренёв Рождество-Богородичный (в совр. с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на Московской обл., муж., впервые упом. в 1577/78, упразднен в 1764, возобновлен в 1865, закрыт в 20-х гг. XX в., вновь возобновлен в 1991), Ново-Голутвин во имя Св. Троицы мон-рь (в Коломне, основан в 1800 как муж., закрыт в 1919, возобновлен как женский в 1989). Недействующие: Преображенский Спас-Ядринский (в Коломне, упом. с 1377, муж., упразднен после 1790), белёвский в честь Преображения Господня (в Белёве (совр. Тульская обл.), муж., основан ок. 1525, закрыт в 1921), Иоанно-Предтеченский (в Туле, основан в 1552, муж., упразднен в 1799 г.), Петропавловский (в Коломне, муж., упом. как запустевший в 1577/78), св. Жен-мироносиц (в Коломне, упом. в 1577/78 как обветшавший, жен., окончательно упразднен в XVIII в.), Гнилушская Николаевская пуст. (близ Коломны, основана ранее 1662, муж., упразднена вскоре после 1764), в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в Туле, основан в 1587, жен., закрыт в 1921), Крестовоздвиженский (в Белёве, основан в 1625 г., жен., упразднен в 1764, восстановлен в 1768, закрыт в 20-х гг. XX в.).